|
Заключение
В. Г. Кротов Оценка эффективности групповой работы представляет известную сложность [9, 12]. Субъективные параметры изменений, исходя из наблюдений, анализа видеозаписей и обратной связи от детей и родителей позволяют сделать следующие выводы. Большинство тех, кто занимался в группе от начала до конца (Е., Ю., Р., Н.), осознали наличие и, в различной степени, глубину своих психологических проблем. Преодоление которых, на наш взгляд, требует продолжения групповой работы, а в отдельных случаях (Е., Р., Н.) – совместных усилий педагогов, психологов, невропатологов, психиатров. В целом, собственная активность, инициативность и наличие мотивации к изменениям способствовали устойчивости позитивных изменений (Е., Ю., Л., Р., Н.). В случае с Т. либо эффект коррекции носит латентный характер, либо необходим другой ее вариант. В эмоциональной сфере наблюдались следующие позитивные изменения: снижение тревожности, агрессивности (Р.), исчезновение страхов (Ю.) и ослабление фобий (Р., Л.); в поведенческой сфере - повышение статуса (Н., Е.), поиск новых взаимоотношений (Ю., Н., Л.), появление новых друзей, интересов (Е., Л.). За время работы группу покинуло трое участников, что составляет 30% от общего числа. Использование художественного текста (в широком смысле – не только литературный, но и музыкальный, изобразительный) с его символичностью в коррекционном контексте было находкой для этой группы. Символичными были как само путешествие с играми и странами ("Страна Снежной Королевы", "Страна Фантазии" и др.), так и его атрибуты: Волшебный Возок, Колесо, Волшебная шишка. Несформированность понятий о собственном внутреннем мире у детей затрудняла вербализацию чувств и переживаний. Поэтому для объединения опыта, действий и ресурсов целесообразно было использовать художественный образ. В рамках интегративного подхода коррекционные эффекты группы переплетаются с эстетическими, дополняя друг друга, образуя гармоничное сочетание формы и содержания через сплав катарсиса, инсайта, десенсибилизации, символического отреагирования и моделирования. Работа психологов в паре была оптимальным вариантом в практике анализируемой работы. Две точки зрения позволяли рассматривать картину группы в разных плоскостях и масштабах, что не только расширило диапазон наших возможностей, но и способствовало профессиональному и личностному росту. Разделение функций и ролей психологов в группе, исходя из определенных задач, или по требованию ситуации активизировало групповую динамику, позволяло демонстрировать варианты конструктивного сотрудничества, оказывать друг другу поддержку, давать обратную связь, проводить занятие в отсутствие одного из психологов. Среди теоретических посылок модели решающий вклад в формирование условий для развития процесса позитивных изменений личности участников внесла триада К. Роджерса, посредством которой была организована эмпатическая коммуникация между психологами и детьми. Различные этапы коррекции неизбежно требовали предпочтения определенного теоретического подхода, внутри которого использовались техники для воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты личности. Литература1. Дубровина И. В. (ред.) Руководство практического психолога. - М., 1995. 2. Захарова Е. Н. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. - М., 1996, № 6. 3. Зейг Дж. К. и Мьюнион В. М. (ред.) Пер. с англ. Психотерапия – что это? - М., 2000. - с. 424. 4. Карвасарский Б. Д. (ред.) Психотерапевтическая энциклопедия. - Санкт-Петербург, 1999. - с. 160. 5. Кротов В. Г. Волшебный Возок. - "Два слона". - Одесса, 1995. 6. Кульгавин Л. М. Перспективы использования видеотехники в связи с разработкой систем интегративной психотерапии. // Интегративные аспекты современной психотерапии. - Л., 1992. 7. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. 8. Мясищев В. Н. Психотерапия как система средств воздействия на психику человека в целях восстановления его здоровья. // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1974. 9. Рудестам К. Групповая психотерапия. 2-е изд. - М., 1993. 10. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. // Вопросы психологии. - М., 1999, № 2. 11. Циркин С. Ю. (ред.) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - Санкт-Петербург, 1999. - с. 663. 12. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. 5-е международное изд. - Санкт-Петербург, 2000. 13. American Heritage Dictionary. 1971. 14. Becker P., Psichologie der Seelichen Gesundheit. Band 1: Theorien, Modelle, Diagnostik. Gottingen: Norgrete, 1982. 15. Play therapy. Dynamics of the Process of Counseling with Children. Ed. by Garry L. Landreth. 1982. - p. 71.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |