|
3. Игра ребёнка с органическим поражением мозга3.1 Характерные черты игры ребёнка с органическим поражением мозгаИгра ребёнка с органическим поражением мозга может отличаться рассмотренными выше чертами дизадаптивности, двигательной неуклюжестью, плохим моторным контролем, гиперактивностью, нарушениями речи, персеверацией, социальной и эмоциональной неадекватностью, а также однотипными, повторяющимися сюжетами игр. Встречаются игры, которые похожи на обрывки снов, где кусочки различного содержания причудливо смешаны, нагромождены или наполнены страхом. Такие дети, как правило, чувствительны к физической боли: незначительный ушиб может повлечь за собой оглушительный рёв.
3.2 АфазияАфазия выражается в нарушении понимания речи и её использования в общении и в мышлении. Например, в процессе игры ребёнок сказал «домик», но через 1-2 секунды не может вспомнить это слово. Бoльшая часть речи автоматизирована. Может рассказать наизусть стихотворение, но во время разговора не в состоянии использовать те слова, которые произносил в стихах. Когда мы читаем заученное наизусть стихотворение или поём выученную песню, то не подбираем слова с подходящим значением, в отличие от творческого использования слов в спонтанной речи. В игре такой ребёнок может издавать звуки, произносить слова, которые не имеют отношения ни к игрушке, ни к процессу игры. Он в состоянии понять звуковые стимулы, не являющиеся речью. Например, он может понимать смысл звонка будильника, но не в состоянии понять смысл предложения «Будильник звонит». Встречаются случаи эхолалии. В процессе игры ребёнок подражает речи других детей и взрослого, но не понимает смысла сказанного. Например: Взрослый: «Спроси у мамы». Ребёнок в ответ повторяет: «Спроси у мамы». 3.3 ГиперактивностьПовышенная двигательная активность ребёнка провоцирует хаотичные выплески огромного количества энергии. Он импульсивен, невнимателен. Ему трудно сконцентрироваться, даже если его направляют, поэтому его активность часто бесцельна. Такой ребёнок постоянно отвлекается и реагирует с равным вниманием на события различной значимости. Например, на хлопки в ладоши во время игры и на карканье ворон за окном. Ребёнок не в состоянии отвлечься от несущественных деталей. В групповых играх часто является инициатором конфликта. Настроение переменчиво. Характерен негативизм.
3.4 Особенности двигательной активности, слабость моторного контроляЧасто имеющая место недостаточность моторного контроля проявляется в том, что ребёнку трудно сохранять равновесие, точно оценить расстояние и направление, поэтому он часто натыкается на предметы и роняет их. У такого ребёнка плохая координация, неуклюжая походка. Могут проявляться неконтролируемые двигательные импульсы (непроизвольные искривления, мышечные судороги). Данная особенность влечёт за собой некоторые ограничения в выборе игр и игровых материалов. Напряженность движений, скованность, частые моменты неподвижности, очевидные усилия контролировать свои движения, неуклюжесть – провоцируют социальную неадекватность, трудности во взаимодействии с другими людьми. 3.5 ПерсеверацияРебёнок не способен спонтанно переключаться с одного сюжета на другой, продолжает совершать игровое действие после того, как оно потеряло своё значение. Например: продолжает прижимать одну деталь к другой, хотя они уже приклеились. Постоянно возвращается к одной и той же мысли, многократно повторяет одни и те же слова, фразы. При этом содержание и структура слов не изменяются в отличие от повторения новых слов в процессе освоения речи. Например: ребёнок задаёт один и тот же вопрос, несмотря на то, что уже получил на него ответ. 3.6 Социальная неадекватностьРебёнку трудно приспособиться к социальным требованиям, трудно участвовать в коллективных играх, т. к. трудно понять и соблюдать правила игры. Как правило, такие дети стремятся к взаимодействию с другими. Чаще всего данная потребность проявляется через телесный контакт от попытки дотронуться вплоть до ударов. Некоторое время ребёнок взаимодействует в игре, но в любой момент может проявить деструктивность, агрессию по отношению к детям, игрушкам, взрослому или встать и уйти без предупреждения. Часто не включает психолога в игру. Например, повернувшись спиной и не отвечая на обращённую к нему речь или играя так, чтобы психолог не видел, прячась. Может игнорировать предложения, замечания психолога: разговаривает громче взрослого, топая, барабаня и пр. так, чтобы заглушить его голос; пропускает сказанное взрослым «мимо ушей» или отказывается завершить игру, проявляет агрессию в ответ на замечание о нарушении правил и т.д. 3.7 Эмоциональная неадекватностьМожет проявить все выше перечисленные черты эмоциональной неадекватности. Кроме того, ребёнок с органическим поражением мозга периодически неадекватно ситуации громко смеётся, плачет, поёт, заканчивая это делать так же неожиданно, как и начал. Его сильно впечатляют мелочи, незначимые детали. Литература1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М., 1993. 2. Колодич Е. Н. Дифференциальный и функциональный диагноз в психологической практике // Материалы международного научно-практического семинара - Мн.: 1999. 3. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., 2001. 4. Лэндрет Г., Хоумер Л. Игровая терапия как способ решения проблем ребёнка. - Москва-Воронеж, 2001. 5. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. – М., 1997.
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |