Часть 2
Я рассказала, как использование игрушек, которые я держала специально
для маленьких пациентов в коробке, в которой я их сначала принесла, оказалось
существенным для ее анализа. Этот опыт, как и другие, помог мне решить,
какие игрушки лучше использовать для психоаналитической игровой техники.
Я нашла существенным использование маленьких игрушек, потому что их число
и разнообразие позволяют ребенку выражать широкий спектр фантазий и переживаний.
Для этой цели важно, чтобы эти игрушки были немеханические, и человеческие
фигурки, различаясь только по цвету и размеру, не обозначали бы специального
занятия. Их простота позволяет ребенку использовать их в различных ситуациях,
в соответствии с материалом, возникающим в его игре. Факт, что он может
таким образом представить одновременно множество переживаний и фантазий
или актуальных ситуаций, также делает возможным для нас достижение более
ясной картины работы его мышления.
Вместе с простотой игрушек обстановка в игровой комнате должна быть
тоже простой. Она не должна содержать ничего кроме того, что требуется
для психоанализа. Игрушки каждого ребенка хранятся отдельно, и таким
образом он знает, что его игрушки и его игры с ними, которые эквивалентны
ассоциациям взрослых, известны только аналитику и ему. Коробка, в которой
я вначале принесла игрушки маленькой девочке, описанной выше, стала прототипом
индивидуального хранилища, которое является частью интимных отношений
между аналитиком и пациентом, характерных для психоаналитическое ситуации
переноса.
Я не утверждаю, что психоаналитическая игровая техника зависит полностью
от моего особого выбора игрового материала. В любом случае, дети часто
спонтанно приносят свои собственные вещи и игра с ними входит, конечно,
как материал, в аналитическую работу. Но я полагаю, что игрушки, предоставляемые
аналитиком, должны быть в целом такого типа, как я сказала, т.е. простыми,
маленькими и немеханическими.
Игрушки, однако, не единственный реквизит игрового анализа. Дети проводят
много времени, занимаясь с чашкой для мытья рук, рядом с которой имеет
несколько маленьких чашечек, стаканчики и ложечки. Они часто рисуют,
пишут, вырезают, чинят игрушки, и так далее. Иногда они играют в игры,
в которых они приписывают роли аналитику и себе, например, играя в магазин,
доктора и пациента, школу, маму и ребенка. В этих играх ребенок часто
берет себе роль взрослого, не только выражая свое желание поменяться
ролями, но и чтобы продемонстрировать то, как он чувствует, как ведут
себя по отношению к нему родители или другие взрослые - или как должны
себя вести. Иногда он дает выход его агрессивности и чувству обиды, становясь,
в роли родителя, садистическим к ребенку, представленному аналитиком.
Принцип интерпретации остается тем же, независимо от того, представлены
фантазии с помощью игрушек или драматизации, т.к., какой бы материал
не использовался, существенно, чтобы применялись аналитические принципы,
лежащие в основе техники.
Агрессивность выражается различными путями в детских играх, прямо либо
косвенно. Часто ломаются игрушки, или, если ребенок агрессивен, он набрасывается
с ножом или ножницами на стол или кусочки дерева; вода или краска разбрызгиваются,
и комната начинает походить на поле боя. Важно позволять ребенку выражать
его агрессивность, но еще более важно понимать, почему именно в этот
момент в ситуации переноса возникли деструктивные импульсы и проследить
их последствия в уме ребенка. Очень часто вскоре может возникать чувство
вины вслед за тем, как ребенок, например, сломает игрушку. Эта вина относится
не только к реальному причиненному вреду, но и к тому, что игрушка представляет
собой в бессознательном ребенка, например, маленького брата или сестру,
или родителей, поэтому интерпретации должны иметь дело также и с этими
более глубокими уровнями. Иногда из поведения ребенка по отношению к
аналитику мы можем сделать вывод, что не только вина, но и тревога преследования
могут быть результатом его деструктивных импульсов и что он боится возмездия.
Как правило, я способна объяснить ребенку, что я не буду допускать физического
нападения на меня. Такое отношение не только защищает психоаналитика, но
важно для анализа в целом, поскольку такие нападения, если не придерживаться
границ, способны возбудить у ребенка избыточную вину и тревогу преследования,
и поэтому добавят трудностей в лечение. Меня иногда спрашивают, каким методом
я предотвращаю физические нападения, и я думаю, ответ будет заключаться
в том, что я стараюсь не подавлять агрессивные фантазии ребенка, фактически,
он имеет возможность выражать их другими путями, включая словесные атаки
в мой адрес. Чем больше я способна вовремя проинтерпретировать мотивы агрессивности
ребенка, тем более вероятно, что ситуация не выйдет из-под контроля. Однако
с некоторыми детьми-психотиками иногда бывает очень трудно защитить себя
от их агрессивности.