Часть 6
Прослеживая в анализе взрослых и детей развитие импульсов, фантазий
и тревог до их источника, т.е. до чувств к груди матери (даже если ребенка
не кормили грудью), я нашла, что объектные отношения начинаются сразу
при рождении и возникают с первым опытом кормления, более того, что все
аспекты душевной жизни связаны с этими объектными отношениями. Также
выяснилось, что восприятие ребенком внешнего мира, которое вскоре начинает
включать в себя его амбивалентное отношение к его отцу и к другим членам
семьи, постоянно подвергается влиянию создаваемого внутреннего мира,
и в свою очередь влияет на него, - и что внешняя и внутренняя ситуации
всегда взаимозависимы, т.к. интроекция и проекция действуют бок о бок
с самого начала жизни.
Наблюдения, что в уме ребенка мать первоначально появляется как хорошая
и плохая грудь, отщепленные друг от друга, и что в течение нескольких
месяцев, с ростом интеграции Эго противоположные аспекты начинают синтезироваться,
помогли мне понять значение процессов расщепления и отдельного восприятия
хороших и плохих фигур, также как и влияние этих процессов на развитие
Эго. Следующий из этого опыта вывод, что депрессивная тревога возникает
как результат синтеза Эго хороших и плохих (любимых и ненавидимых) аспектов
объекта, привел меня в свою очередь к концепции депрессивной позиции,
которая достигает своей кульминации к середине первого года жизни. Ей
предшествует параноидная позиция, которая охватывает первые три или четыре
месяца жизни и характеризуется тревогой преследования и процессами расщепления.
Позже, в 1946 году, когда переформулировала мои взгляды на первые три
или четыре месяца жизни, я назвали эту стадию (пользуясь выражением Фэрбэрна)
параноидно-шизоидной позицией, и, детально изучая ее значение, стремилась
скоординировать полученные мной данные о расщеплении, проекции, преследовании
и идеализации.
Моя работа с детьми и теоретические выводы, которые я делала при этом,
в значительной степени влияли на мою технику работы со взрослыми. Всегда
считалось важнейшим принципом психоанализа, что бессознательное, которое
возникает в уме ребенка, следует исследовать у взрослого. Мой опыт работы
с детьми позволил мне пройти намного глубже в этом направлении, чем это
было до сих пор, что привело меня к технике, которая делает возможным
доступ к этим более глубоким слоям. В частности, моя игровая техника
помогла мне увидеть, какой материал наиболее нуждается в интерпретации
в данный момент и каким путем легче всего передать ее пациенту, часть
этих знаний я смогла применить в анализе взрослых. Как уже подчеркивалось
ранее, это не означает, что техника, используемая с детьми, идентична
подходу ко взрослым. Хотя мы нашли путь к самым ранним стадиям, очень
важно в анализе взрослых учитывать взрослое Эго, равно как с детьми мы
имеем в виду инфантильное Эго, соответствующее стадии их развития.
Более полное понимание самых ранних стадий развития, поли-фантазий,
тревог и защит в эмоциональной жизни ребенка также пролило свет на точки
фиксации психозов взрослых. В результате был открыт новый способ лечения
психотических пациентов посредством психоанализа. Эта область, в особенности
психоанализ шизофренических пациентов, требует дальнейшего исследования;
но работа, проделанная в этом направлении рядом психоаналитиков кажется
подтверждающей надежды на будущее.