Часть 3
Я обнаружила, что отношение ребенка к игрушке, которую он сломал, очень
показательно. Он часто откладывает эту игрушку, представляющую, например,
брата или сестру, или родителей, и игнорирует ее некоторое время. Это
означает нелюбовь к поврежденному объекту из-за страха преследования,
страха, что атакованная персона (представленная игрушкой) станет опасной
и требующей возмездия. Чувство преследования может быть столь сильным,
что оно перекрывает чувство вины и депрессию, которые также часто возникают
после нанесения вреда. Или вина и депрессия могут быть столь сильны,
что они сами приводят к усилению чувства преследования. Однако однажды
ребенок станет искать сломанную игрушку и в своем ящичке. Это означает,
что после того, как мы смогли проанализировать некоторые важные защиты,
таким образом уменьшив чувство преследования и сделав возможным появление
чувства вины, возникла потребность совершить репарации. Когда это случается,
мы можем также заметить, что происходят изменения в отношении ребенка
к конкретному лицу, которое представляла игрушка, или изменения в его
отношениях в целом. Это изменение подтверждает наше впечатление, что
тревога преследования уменьшилась и что вместе с чувством вины и желанием
совершать репарации, чувство любви, которое сдерживалось избыточной тревогой,
выступает на первый план. У других детей, или у этого же ребенка на более
поздней стадии анализа, вина и желание совершать репарации может следовать
сразу же за актом агрессии, и нежность к брату или сестре, которым, возможно,
в фантазии причинен вред, становится явной. Важность этих изменений для
формирования характера и объектных отношений, также как и для душевного
равновесия, трудно переоценить.
Существенной частью интерпретативной работы является то, что она должна
идти в ногу с колебаниями между любовью и ненавистью, между счастьем
и удовлетворением с одной стороны и тревогой преследования и депрессией
с другой. Это означает, что аналитик не должен проявлять неодобрение
того, что ребенок сломал игрушку, он не должен, однако, поощрять ребенка
выражать его агрессивность или внушать ему, что игрушку надо починить.
Другими словами, ему следует позволять ребенку выражать его эмоции и
фантазии так, как они возникают. Также всегда было частью моей техники
отсутствие воспитательного или морального влияния, я всегда придерживалась
только психоаналитической процедуры, которая, если изложить ее кратко,
состоит в понимании мышления пациента и сообщении ему, что там происходит.
Множество эмоциональных ситуаций, которые можно выразить с помощью игры,
безгранично: например, разочарование и отверженность, ревность одновременно
к отцу и матери, или к братьям и сестрам, агрессивность в сочетании с такой
ревностью, удовольствие от наличия друга по играм и союзника против родителей;
чувства любви и ненависти к новорожденному или ожидаемому ребенку, равно
как и вытекающие отсюда тревогу, вину и стремление совершать репарации.
Мы также находим в играх детей повторение актуальных переживаний и деталей
повседневной жизни, часто переплетенных с его фантазиями. Показательно,
что иногда очень важные актуальные события в его жизни не отражаются в
его игре или в его ассоциациях, и что все внимание временами обращено на
кажущиеся незначительными события. Но эти незначительные события очень
важны для него, потому что они возбуждают его эмоции и фантазии.