Часть 5
Оглядываясь назад не первые годы моей работы, я хочу выделить несколько
фактов. В начале этой статьи я упоминала, что при анализе моего самого
первого детского случая я обнаружила, что мой интерес сконцентрировался
не его тревогах и защитах против них. Мой особый интерес к тревоге вел
меня все глубже и глубже в бессознательное и в жизнь фантазий ребенка.
Этот специфический интерес противоречил психоаналитической точке зрения,
что интерпретации не должны идти слишком глубоко и не следует давать
их слишком часто. Я настаивала не своем подходе, несмотря на то, что
это влекло за собой радикальные изменения в технике. Этот подход привел
меня на новую территорию, т.к. он дал понимание ранних инфантильных фантазий,
тревог и защит, которые в то время все еще оставались мало изученными.
Это стало ясно для меня, когда я приступила к теоретическому формулированию
моих клинических наблюдений.
Одним из феноменов, поразивших меня в анализе Риты, была жестокость
ее Супер-эго. Я уже рассказывала в книге “Детский психоанализ”, как Рита
любила играть роль строгой и наказывающей матери, которая обращалась
с ребенком (представленным куклой или мной) очень безжалостно. Более
того, ее амбивалентность в отношении к ее матери, чрезмерная потребность
в наказании, ее чувство вины и ее ночные кошмары привели меня к пониманию
того, что у этого ребенка в возрасте двух лет и девяти месяцев (достаточно
легко можно проследить и до существенно более раннего возраста) действовало
жестокое и неумолимое Супер-эго. Я нашла подтверждение этого открытия
при анализе других маленьких детей и пришла к выводу, что Супер-эго возникает
на более ранних стадиях, чем это предполагал Фрейд. Другими словами,
мне стало ясно, что Супер-эго, как он и представлял себе, является конечным
продуктом развития, продолжающегося несколько лет. В результате дальнейших
наблюдений я поняла, что Супер-эго есть нечто, что ребенок чувствует
действующим внутри него определенным образом; что оно состоит из множества
фигур, созданных на основе его опыта и фантазий, и что оно возникает
на стадиях, когда он интернализирует (интроецирует) своих родителей.
Эти наблюдения, в свою очередь, привели, при анализе маленьких девочек,
к открытию ситуации ведущей феминной тревоги: мать ощущается как первичный
преследователь, который, как внешний и интернализированный объект, атакует
тело ребенка и забирает из него воображаемых детей. Эти тревоги возникают
из фантазий девочек о нападении на тело матери, чтобы отнять у нее его
содержимое, т.е. фекалии, пенис отца и детей, в результате чего возникает
страх возмездия аналогичным образом. Я нашла, что такие тревоги преследования
скомбинированы или чередуются с глубокими чувствами депрессии и вины,
и эти наблюдения привели меня к открытию жизненно важной роли, которую
тенденции совершать репарации играют в душевной жизни. В этом смысле
репарация более широкое понятие, чем понятие Фрейда “восстановление сделанного
в обсессивном неврозе” и “реактивное образование”, т.к. оно включает
в себя множество процессов, в результате которых Эго чувствует, что оно
уничтожает вред, причиненный в фантазии, восстанавливает, предохраняет
и оживляет объекты. Значение этой тенденции, тесно связанной с чувством
вины, определяется также ее существенным вкладом в процессы сублимации
и, таким образом, в душевное здоровье.
При изучении фантазий о нападении на тело матери я вскоре натолкнулась
на анально- и уретрально-садистические импульсы. Я уже упоминала выше,
что я обнаружила жестокость Супер-эго у Риты (1923) и что ее анализ в
значительной мере помог мне понять пути, которыми деструктивные импульсы,
направленные на мать, становятся причиной чувства вины и преследования.
Один из случаев, в результате которого мне стала ясна анально- и уретрально-садистическая
природа этих деструктивных импульсов, был случай Труди, девочки трех
лет и трех месяцев, которую я анализировала в 1924 году. Когда она пришла
ко мне на лечение, она страдала от различных симптомов, таких как ночные
кошмары и недержание мочи и кала. В начале анализа она сказала мне притвориться,
будто я в постели и сплю. Затем она сказала, что собирается напасть на
меня и заглянуть мне в попу, чтобы посмотреть на фекалии (которые, как
я поняла, также представляли собой детей) и что она собирается вынуть
их оттуда. После таких нападений она пряталась в углу, изучая, играя,
будто она в постели, накрывала себя подушками (которые должны были защищать
ее тело и также представляли собой детей), в то же время она действительно
обмочилась и явно показывала, что боится, что я на нее нападу. Ее тревога,
связанная с опасной интернализированной матерью, подтвердила выводы,
которые я первоначально сделала при анализе Риты. Оба эти анализа были
кратковременны, в частности из-за того, что родители сочли, что были
достигнуты достаточные улучшения.
Вскоре после этого я пришла к убеждению, что такие деструктивные импульсы
и фантазии всегда можно проследить до орально-садистических. Фактически,
Рита уже показала это достаточно ясно. Однажды она испачкала лист бумаги,
разорвала его, бросила кусочки в стакан с водой, поднесла его к губам,
будто бы собираясь пить, и сказала шепотом: “Умершая женщина”. То, что
она разорвала и утопила в воде кусочки бумаги, я поняла как выражение
фантазий о нападении не мать и убийстве ее, что привело к страху возмездия.
Я уже говорила, что именно с Труди я стала уверена в специфической анально-
и уретрально-садистической природе таких атак. Но в других анализах,
проведенных в 1924 и 1925 годах (Рут и Питер, оба случая приведены в
книге “Детский психоанализ”), я также осознала фундаментальную роль,
которую орально-садистические импульсы играют в деструктивных фантазиях
и соответствующих тревогах, таким образом найдя в анализе маленьких детей
полное подтверждений открытий Абрахама. Эти анализы, давшие мне дальнейшее
поле для наблюдений, поскольку они продолжались дольше, чем анализ Риты
и Труди, привели меня к более полному пониманию фундаментальной роли
оральных желаний и тревог в душевном развитии, нормальном и патологическом.
Как я уже упоминала, я уже распознала у Риты и Труд интернализацию атакованной
и, следовательно, пугающей матери - жестокое Супер-эго. Между 1934 и
1936 годами я анализировала девочку, которая действительно была очень
больна. Из ее анализа я узнала много специфических деталей такой интернализации
и о фантазиях и импульсах, лежащих в основе параноидной и маниакально-депрессивной
тревог, т.к. я пришла к пониманию оральной и анальной природы ее процессов
интроекции и ситуаций внутреннего преследования, которые они порождают.
Я также стала лучше осознавать пути, которыми внутреннее преследование
влияет, посредством проекции, на отношение к внешним объектам. Интенсивность
ее зависти и ненависти безошибочно показывала их происхождение от орально-садистического
отношения к груди ее матери и была связана с началом ее Эдипова комплекса.
Случай Эрны существенно помог мне в подготовке обоснования для ряда выводов,
которые я представила на 10-м Международном психоаналитическом конгрессе
в 1925 году, в частности, точку зрения, что раннее Супер-эго, основанное
в период самого разгара орально-садистических импульсов и фантазий, лежит
в основе психозов - точка зрения, которую я двумя годами позже развила,
подчеркнув значение орального садизма при шизофрении.
Одновременно с анализами, которые я только что описала, я смогла проделать
интересные наблюдения, касающиеся ситуаций тревоги у мальчиков. Анализ
мальчиков и взрослых мужчин полностью подтвердил точку зрения Фрейда,
что у мужчин ведущим является страх кастрации, но я обнаружила, что вследствие
ранней идентификации с матерью (феминная позиция, которая возвещает о
начале Эдипова комплекса) тревога о нападении на тело изнутри имеет большое
значение и у мужчин, и у женщин, и различными путями влияет на их кастрационные
страхи.
Тревога, происходящая от фантазий о нападении на тело матери и отца,
которого, как предполагается, она содержит, оказалась у обоих полов лежащей
в основе клаустрофобии (которая включает в себя страх быть заключенным
в материнском теле или быть погребенным в нем). Связь этих тревог с кастрационным
страхом можно увидеть, например, в фантазии о потере пениса или разрушении
его внутри матери - фантазиях, которые могут привести к импотенции.
Я увидела, что страхи, связанные с нападением на материнское тело и
страх нападения со стороны внешних и внутренних объектов имеет специфическое
качество и интенсивность, говорящие об их психотической природе. При
изучении отношения ребенка к интернализированным объектам становятся
ясными различные ситуации внутреннего преследования и их психотическое
содержание. Более того, обнаружение того, что страх возмездия имеет источником
собственную агрессивность, привело меня к выводу, что первоначальные
защиты Эго направлены против тревоги, возбуждаемой деструктивными импульсами
и фантазиями. Снова и снова, когда эти психотические тревоги прослеживались
до их источника, обнаруживалось, что они имеют происхождение в оральном
садизме. Я обнаружила также, что орально-садистическое отношение к матери
и интернализация поглощенной и, следовательно, поглощающей груди создает
прототип всех внутренних преследователей; и более того, что интернализация
повреждений и, следовательно, опасной груди с одной стороны, и удовлетворяющей
и помогающей груди с другой, составляет ядро Супер-эго. Другой вывод
заключался в том, что, хотя оральные тревоги возникают первыми, садистические
фантазии и желания из всех источников действуют на очень ранней стадии
развития и частично перекрывают оральные тревоги.
Значение инфантильных тревог, которые я только что описала, также было
продемонстрировано в анализе очень больных взрослых, некоторые из них
были с пограничными психотическими случаями.
Другой опыт помог сделать мне дальнейшие выводы, сравнение несомненно
страдающей паранойей Эрны и фантазий и тревог, которые обнаружила у менее
больных детей, которых можно было назвать только невротичными, убедила
меня в том, что психотические (параноидные и депрессивные) тревоги лежат
в основе инфантильного невроза. Я также проделала аналогичные наблюдения
при анализе взрослых невротиков. Все эти различные линии исследования
привели к гипотезе, что тревоги психотической природы в некоторой степени
являются частью нормального инфантильного развития и выражаются и перерабатываются
в ходе инфантильного невроза. Чтобы открыть эти инфантильные тревоги
анализ должен, однако, доходить до глубоких слоев бессознательного, и
это относится одновременно и ко взрослым, и к детям.
Во введении к этой статье я уже подчеркивала, что мое внимание с самого
начала было сфокусировано на тревогах ребенка, и что именно интерпретация
их содержания оказалась тем средством, с помощью которого я смогла уменьшить
эти тревоги. Чтобы сделать это, требуется полностью использовать символический
язык игры, который, как я обнаружила, составляет существенную часть детского
способа выражения. Как мы уже видели, кубик, маленькая фигурка, машинка
не только представляют собой вещи, интересующие ребенка сами по себе,
но в его игре с ними они также всегда имеют множество символических значений,
связанных с его фантазиями, желаниями и переживаниями. Этот архаический
способ выражения есть также тот язык, с которым мы знакомы по сновидениям,
и подходя к игре ребенка способом, аналогичным интерпретации сновидений
Фрейда, я обнаружила, что могу получить доступ к бессознательному ребенка.
Однако, мы должны каждый раз рассматривать использование ребенком символов
в связи с его конкретными эмоциями и тревогами и в отношении ко всей
ситуации, представленной в анализе, просто обобщенный перевод символов
является бессмысленным.
Значение, которое я придавала символизму, привело меня - по прошествии
некоторого времени - к теоретическим выводам о процессе формирования
символов. Игровой анализ показал, что символизм позволяет ребенку переносить
не только интерес, но также фантазии, тревоги и вину на объекты, отличные
от людей. Таким образом, в игре ощущается большое облегчение, и это один
из факторов, делающих ее столь важной для ребенка. Например, Питер, о
котором я уже говорила ранее, подчеркнул мне, когда я проинтерпретировала
разрушение им игрушечной фигурки как представляющее нападение на его
брата, что он не стал бы это делать с его реальным братом, он делает
это только с игрушечным братом. Моя интерпретация, конечно, сделала для
него ясным, что в действительность это был его брат, на кого он хотел
напасть; но этот пример показывает, что только символическими средствами
он мог в анализе выразить свои деструктивные стремления.
Я также пришла к выводу, что у детей сильные задержки способности к
формированию и использованию символов, и следовательно, развивать жизнь
фантазий, служат знаком серьезных нарушений. Я считаю, что такие задержки,
и являющиеся их результатом нарушения в отношении к внешнему миру и реальности,
есть характерная черта шизофрении.
Я могу также сказать, что я нашла имеющим большое значение с клинической
и теоретической точки зрения, что я анализировала и детей, и взрослых.
Таким образом я имела возможность наблюдать, как детские фантазии и тревоги
все еще действуют у взрослых, и оценить у маленького ребенка, каким может
быть его будущее развитие. Сравнивая тяжело больных, невротиков и нормальных
детей, я находя, что инфантильные тревоги психотической природы являются
причиной заболевания у взрослых невротиков, я пришла к выводам, которые
были описаны выше.