8. Георг Гроддек: «Поиск души».
Роман из области психоаналитики
(1921)
Вероятно, многим читателям немецкой литературы известен темпераментный
врач Гроддек, ненавидевший сумрак научных суждений профессоров, своими
глазами наблюдавший людей, их болезни и процессы лечения; описывал все
собственными словами, не позволяя запихнуть себя в прокрустово ложе ученой
терминологии. Некоторые его сочинения напоминают известные ситуации психоанализа,
хотя вначале автор выступал против Фрейда и любых иных школ. Его фанатичный
поиск истины наконец выразился в ненависти к школьной учености. Он открыто
признал ошибочность своего выступления против создателя психоанализа;
более того, он разоблачал тех, кто, пользуясь его незнанием, пытался
из зависти записать его в стан врагов великого Фрейда. Неудивительно,
что признав ценность психоанализа, он не пошел обычным путем ученика
Фрейда, а выбрал собственный курс. Он мало интересовался признанной областью
аналитического исследования — психическими заболеваниями, даже слова
«психе» и «психическое» звучали фальшью для монистически настроенного
слуха Гроддека. Он считал, что если прав его монизм и верны идеи психоанализа,
то последние должны безусловно соотноситься с областью органики. С завидной
отвагой он обратил аналитическое оружие против органических заболеваний
и вскоре сообщил об историях болезней, удивительно подтверждавших его
предположения. Он опознал во многих случаях тяжелых телесных заболеваний
действие несознательных намерений, игравших, по его мнению, главную роль
в страданиях пациента. Даже возникновение опухолей, кровотечений, воспалений
и пр. может быть спровоцировано или даже усилено «намерениями». Наконец
Гроддек объявил эти тенденции обязательными для любого заболевания. Центральным
мотивом латентных «намерений» он считал почти всегда сексуальное возбуждение;
организм легко и охотно заболевает, так как тем самым маскирует свое
сексуально-похотливое желание или, напротив, нежелание сексуально-непохотливого
удовлетворения. Подобно психоанализу, который осознанием скрытых побуждений
и ломкой сопротивления со стороны вытесненных тенденций лечит душевные
заболевания, применяемые Гроддеком методики аналитического лечения благоприятно
воздействовали на тяжелые телесные заболевания. Мне пока неизвестно применение
или подтверждение другими врачами этого своеобразного метода лечения.
Может быть, это всего лишь результат суггестивной мощи одного выдающегося
врача. Во всяком случае нет причин сомневаться в логичности и серьезности
его теории.
Ныне этот исследователь приготовил нам новый сюрприз в качестве романа.
Я не думаю, что он добивается литературной славы; вероятно, он видит
в романе подходящую форму для выражения своих убеждений, своих достижений
в понимании людей, их жизни, их болезней. Вероятно, он не доверяет способности
своих современников воспринимать новое и необычное, поэтому и обратился
к помощи развлекательного чтения, сдобренного юмором и обещанием специальной
премии за интерес к сексуальной стороне жизни.
Я не литератор и воздержусь от оценки эстетических качеств этого романа,
но думаю, что это неплохая книга, раз автор сумел приковать внимание
читателей к сложным проблемам биологии и психологии. При этом он свободно
использует юмор, гротеск, а иногда наполняет страницы откровенно трагическими
событиями.
Автор назвал своего героя Мюллера-Вельтлейна «искателем душ» и остроумно
изобразил его в виде гениального шута, так что читателю впору разбираться
самостоятельно, где действует шут, а где — гений.
Вот так Гроддек - он же Вельтлейн — может откровенно беседовать с публикой,
не претендуя на «научность» изложения. Пусть возмущенный буржуа требует
для автора смирительной рубашки; автор ведь только шутит, и хранителям
морали остается одно — делать вид, что им тоже хочется посмеяться. Воспитательное
значение этой книги состоит в том, что подобно Свифту, Рабле, Бальзаку
автор обнаруживает под пиетизмом и ханжеством нашего времени подлинное,
скрытое маской лицо жестокости и разврата. Думаю, что это понимают многие
мыслители, врачи и натурфилософы.
О содержании романа трудно говорить, приводя из него выдержки. Герой
— старый холостяк, ведущий упорядоченный одинокий образ жизни, внезапно
нарушенный появлением овдовевшей сестры с дочкой. О том, что происходит
между этой дочкой и героем, мы можем только туманно догадываться. Воюя
с клопами, которые завелись в доме, наш герой «сходит с ума», а точнее
освобождается от всех социальных оков — права на наследство, правил поведения,
воспитания и пр. Он как бы становится другим человеком, меняя даже имя,
но благодаря своему состоянию и старым связям, даже будучи бродягой,
имеет доступ в высшие общественные круги. Там он широко пользуется свободой
шута и говорит всем правду. Без сомнения, читатель разберется в истинных
мыслях Гроддека, скрываемых под колпаком с колокольчиками. Автор помешает
героя в полицейскую тюрьму, в мещанский кегель-клуб, в больничную палату.
Мы видим его в зоологическом саду, в картинной галерее, на народном собрании,
на конгрессе феминисток, среди отъявленных проституток, шулеров и шантажистов,
в вагоне 4-го класса, даже на попойке у прусского кронпринца. Всюду он
ведет себя как подлинный «анфан террибль», который все примечает и выдает
себя то за мудрого ребенка, то за старого дурня. А лейтмотивом его шутовства-дурачества
являются крохи воспоминаний о драматической войне с клопами, символику
которой он неоднократно подчеркивает на протяжении романа. И вообще радуется
как ребенок каждому символическому сравнению, что мастерски показано
автором.
Символика, которую психоанализ частично вскрывает в виде факторов, формирующих
мысли, органически присуща Вельтлейну, его космическому восприятию, а
сексуальность есть центр, вокруг которого вращается весь символический
мир, вобравший в себя человеческие желания и мечты. В мире господствует
это грандиозное единство, а раздвоение души и тела — лишь суеверие. Думает
все тело: формой усов, мозолью на ноге; даже испражнения могут выражать
мысль. Душа «заражается» телом, тело — содержанием души», о некоем Я
говорить бессмысленно. Сильнейшие «заражения» — сексуальные. Кто не хочет
в созидании видеть эротику, становится близоруким; нечувствующие аромата
мучаются насморком; эрогенные зоны могут быть представлены формами лица,
например, двойным подбородком. Священник «пасторски заражается» своей
рясой; не женщина вяжет чулок, а рукодельи низводит женский пол до состояния
жалкого ничтожества. Высшая деятельность человека — роды; духовные усилия
мужчины — лишь смехотворные попытки подражания этому творческому акту.
Мечта о рождении детей настолько пронизывает человеческие стремления,
что отражается телесно в виде тучности: «стать жирным можно лишь из-за
неудовлетворенного желания родить ребенка». Даже болезни и раны являются
не только источниками страданий — через них человек познает «питающую
силу совершенства».
Наиболее уютно Вельтлейну в детской комнате, где он веселится вместе
с детьми и радуется проявлениям наивной эротики. И наиболее грубо выступает
против ученых, особенно против врачей, чья ограниченность является излюбленной
мишенью его острот. С легкой иронией он критикует догматику психоаналитиков,
но это выглядит нежностью по сравнению с жесткой сатирой, с которой он
громит «школьных психиатров».
В конце романа мы с сожалением узнаем о гибели этого веселого страдальца
в результате железнодорожной катастрофы. Но даже смерть героя автор изображает
с присушим ему цинизмом: пропала голова Вельтлейна, и идентичность можно
установить только по деталям уцелевших останков тела, что пытается сделать,
как ни странно, его племянница.
Таково сверхкраткое изложение содержания этого «психоаналитического
романа». Можно не сомневаться, что Гроддек — Вельтлейн будет «посмертно
интерпретирован, комментирован, ошельмован и ложно понят», наподобие
Рабле в «Озорных рассказах». Но ведь сохранились Пантагрюэль и Гаргантюа!
Так, может быть, когда-нибудь справедливость выпадет и на долю Вельтлейна.