10. Символика моста и легенда о Дон Жуане
(1922)
В кратком эссе о «Символике моста» я пытался раскрыть несколько значений
«моста» в бессознательном. Согласно данному толкованию, мост: 1) мужской
член, соединяющий родителей во время коитуса и поддерживающий «на плаву»
младенца; 2) является важным средством перенесения из «небытия» (существование
в чреве матери) в «бытие» (жизнь); 3) поскольку человек может представить
себе смерть только по образцу существования до рождения, следовательно,
как возврат в чрево матери (в воду, в мать-землю), то мост приобретает
также символическое значение средства доставки в обитель смерти; 4) наконец
«мост» вообще используется как формальное представление «переходов» и
«изменения обстоятельств». Итак, в первоначальной концеп ции легенды
о Дон Жуане мотивы, указанные в пунктах 1 — 3, настолько тесно связаны
с символом моста, что я решился применить эту «связанность» для подтверждения
моего толкования.
Знаменитый охотник за женщинами Мигель Монара Вичентелло де Леко (Дон
Жуан) по преданию зажигал свою сигару через Гвадалквивир от сигары дьявола.
Повстречав однажды процессию на собственных похоронах, Дон мечтал, чтобы
его погребли в крипте сооруженной им капеллы и чтобы место его захоронения
топтали ногами люди. Лишь после так называемого «погребения» он обращается
на путь истины и становится кающимся грешником. Итак, зажигаемую через
реку сигару я понимаю как вариант символа моста, согласно которому (что
характерно для вариантов) возвращается многое из вытесненного в бессознательное.
Сигара по форме напоминает пламенеющий от желания мужской генитальный
орган. Гигантский жест — зажигание через реку — хорошо выражает колоссальную
потенцию Дон Жуана и репрезентирует огромную эрекцию его члена. Присутствие
у места собственного погребения объяснимо, если предположить, что фантазия
фактически представляет персонификацию столь существенной части телесного
Я Дона — его гениталии. При каждом половом сношении гениталии действительно
«погребены» в месте деторождения, и остальное Я может со страхом наблюдать
«погребение». Психоанализ многочисленных сновидений и невротической клаустрофобии
объясняет страх «быть похороненным» как преображенное в страх желание
возвращения в материнское тело. С позиции нарциссизма каждый половой
акт, каждая жертва женщине есть потеря или вид кастрации, на которые
пострадавшее Я реагирует смертельным страхом. Фантазии угрызения совести
и страха, вероятно, также содействуют тому, что при каждом половом акте
Дон ощущает приближение к аду и уничтожению. Если мы с Фрейдом объясняем
тип Дон Жуана в любовной жизни, его необоримое стремление к обладанию
всеми женщинами тем, что это эрзац единственной любви, в которой отказано
Дону (Эдипова фантазия), то становится понятным фантастический страх
наказания за «смертный грех».
Разумеется, эти несколько строк не претендуют на анализ скрытого содержания
легенды, где еще много необъясненного с точки зрения психоанализа, например,
возможное гомосексуальное значение зажигания одной сигары от другой.
Я стремился к установлению и подтверждению фаллического и жизнь — смерть
значения моста в среде типических символов смерти, рождения и сексуальности.
Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности
Ученик, последователь и оппонент Зигмунда Фрейда - Шандор Ференци, инициатор Психоаналитического интернационала, автор "теории генитальности", которую специалисты считают блистательной, настаивал на "активном вмешательстве" в психический механизм пациента, запрещая суррогаты невротического сексуального удовлетворения, внимательно относясь к функциям телесности. С особой тщательностью врача-практика он описывает физиологические функции кишечника, мочеиспускательной системы, нервный тик, заикание, эрекцию и другие проявления человеческого организма, отражающиеся в его психике. Книга будет интересна и полезна как специалистам, так и читателям, интересующимся вопросами психоанализа.