29. Опыт на основе теории гениталий. Введение
(1924)
Осенью 1914 г. автора этой работы отлучили от врачебно-аналитической
деятельности и в порядке военной службы направили в гарнизонный городок
в качестве главного врача гусарского эскадрона. Разумеется, это не могло
ограничить мою привычную тягу к науке, и я посвятил свободные от службы
часы переводу «Трех очерков по теории сексуальности» Зигмунда Фрейда.
Работа побудила меня к творческим раздумьям по затронутой тематике, что
я конспективно записал. Мои идеи сгруппировались вокруг более глубокого
анализа функции совокупления, которая рассматривалась в «Очерках» как
конечная фаза сексуального процесса, однако не была достаточно проанализирована
в разных стадиях развития. Постепен но эти идеи образовали онто- и филогенетический
каркас теории, которую мне удалось изложить в 1915 г. профессору Фрейду
во время его посещения места моей службы (г. Папа). В 1919 г. я повторил
свой доклад в присутствии Фрейда и небольшого круга его друзей. Оба раза
была высказана мысль о целесообразности его опубликования. Но я не торопился
с публикацией не только по причине оригинальности представленного материала,
но и по причине объективного характера. Дело в том, что уже более 20
лет я серьезно не занимался изучением естественнонаучных дисциплин —
ранее моих любимых предметов. А ведь в моей теории важнейшее место занимала
дискуссия в сфере естественных наук. Моя библиотека включала прекрасные
книги и труды Гессе и Дофлейна, Ламарка, Дарвина, Хеккеля, Бельше, Моргана,
Годлевского и других авторов, но в ней не было литературы о современной
биологии. В своих генитально-теоретических рассуждениях я зачастую переносил
психоаналитические знания процессов на повадки животных, на элементы
их органов и тканей. Такое перенесение, позволяло развивать отдельные
положения, но я грешил «психоморфизмом», что методологически было вряд
ли научно допустимо. Правда, научные наблюдения за повадками животных
и факты их эмбриологии и пр. помогали в ходе выяснения их психического
состояния, например, при совокуплении, во время сна и т.д. Но я все еще
цеплялся за школьные принципы научной работы, требовавшие строгого разделения
естественнонаучных и духовнонаучных позиций. И поскольку этого разделения
не соблюдал, то и удерживался от публикации теории гениталий.
Углубление в «Три очерка» особенно впечатляло опытом Фрейда, согласно
которому при лечении психоневрозов полученный материал позволял реконструировать
биологический процесс сексуального развития. Работая над статьей о научном
значении «Трех очерков», я торжественно отмечал важный прогресс в научной
методологии как восстановление отнюдь не антропоморфного анимизма. Понемногу
во мне созрело и укрепилось убеждение неизбежного и исключительно плодотворного
взаимопроникновения психологии и естественных наук. При рассмотрении
отдельных явлений можно ограничиться их предметным разделением, однако
описание и анализ процессов обязательно требует аналогий с различными
областями знаний. Равным образом физик, сравнивая явления «силового притяжения»,
«отталкивания», «сопротивления», «инертности» и пр., говорит о явлениях,
известных нам со стороны психологии.
Даже Фрейд должен был редуцировать функцию психики до чисто физических
процессов топики, динамики, экономии, так как иначе не мог подойти к
их объяснению. Наконец я признал, что нам не следует стыдиться поисков
аналогии в разных областях науки: напротив, это неизбежный и в высшей
степени полезный метод. В своих последующих работах я настоятельно рекомендовал
такой метод работы (дав ему термин «ультраквиестический»), считая, что
он позволит науке найти ответ на ранее неразрешимые вопросы. Более того,
аналогии следует искать в наиболее отдаленных областях. Если же они касаются
родственных областей, то мы столкнемся с бездоказательной автологией.
Научные обобщения, претендующие на синтезирующую значимость, не должны
повторять в результирующих выводах свою исходную посылку. Таково основное
правило любой дефиниции. Для примера: обычно новые материалы сравниваются
с веществами иного вида. Так, непроизвольно мы приходим к сравнению материального
с нематериальным, и наоборот. Наиболее краткая формулировка этого принципа
следующая: все физическое и физиологическое требует в конечном итоге
«мета»-физического (психологического) объяснения; а каждая психология
— «мета»-психологического (физического) объяснения.
Руководствуясь этим принципом, я решился
на опубликование достигнутых результатов, неожиданно нашедших подтверждение
в недавних исследованиях Ранка, имевших иную направленность.
Клобенштейн-на-Риттене,
август 1923 г.
Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности
Ученик, последователь и оппонент Зигмунда Фрейда - Шандор Ференци, инициатор Психоаналитического интернационала, автор "теории генитальности", которую специалисты считают блистательной, настаивал на "активном вмешательстве" в психический механизм пациента, запрещая суррогаты невротического сексуального удовлетворения, внимательно относясь к функциям телесности. С особой тщательностью врача-практика он описывает физиологические функции кишечника, мочеиспускательной системы, нервный тик, заикание, эрекцию и другие проявления человеческого организма, отражающиеся в его психике. Книга будет интересна и полезна как специалистам, так и читателям, интересующимся вопросами психоанализа.