14. Опыт и примеры аналитической практики
(1923)
«Сыновья портного»
Сравнительно с общим числом моих пациентов весьма высокий процент невротиков-мужчин,
чьи отцы имели, так сказать, внушающую уважение «импозантную» профессию.
Я уже отмечал, что проблема идеала отца в зависимости от его личности
(это необходимое условие) особенно остра, если отец занимает высокое
положение, на обладателей которого обычно переносятся его сыновние чувства
(князья, педагоги, величины духовного сана, дельцы и т.д.). Вот почему,
как мне представляется, так много несостоявшихся личностей среди непосредственных
потомков выдающихся и гениальных людей. Добавлю, однако, что существуют
профессии, не пользующиеся особым вниманием общества, но оставляющие
неизгладимый след в духовной жизни ребенка. Таковы профессии, связанные
с применением острых, режущих инструментов. В первую очередь это профессии
портного, парикмахера, мясника, возможно, хирурга. В числе семи пациентов,
которыми я занимаюсь, двое — сыновья портного. Оба испытывают невероятные
приступы страха кастрации, что повлекло ослабление у них потенции.
«Материализация» «глобус истерикус»
В качестве примера истерической «материализации» (когда идея реализуется
в пластике) я могу привести встречавшийся в моей практике «глобус истерикус».
Я убежден, что это не проявление парестезии, а подлинная материализация.
Сошлюсь на книгу Бернхейма «Гипнотизм, суггестия, психотерапия».
Особенности рассказа о сновидениях
Известно, что психоаналитик не должен напряженно слушать свободный рассказ
пациента, а как бы «прислушиваться», оставляя «игровое пространство»
подсознательной фантазии изложения. Как исключение из этого правила приведу
пример рассказа больного о сновидениях, когда для меня были важны все
детали, нюансы, последовательность изложения, словесная передача сновидения.
При рассказе о сложных сновидениях я часто прошу больного повторить изложение,
иногда и в третий раз.
Ужас при царапании стекла и пр.
Эти широко распространенные идиосинкразии доступны толкованию при анализе
неврозов и невротиков. Мне в этом «помог» один пациент, у которого «мороз
шел по коже», когда он чистил картофель. Очевидно, он подсознательно
идентифицировал чистку этих «плодов земли» со сдиранием кожи, означавшим
для него как активное (садизм), так и пассивное (мазохизм) наказание
Талиона. Опираясь на практический опыт, я объясняю подобные явления детскими
впечатлениями от раннего периода жизни, когда ребенок распространяет
на неживое качества животных и людей. Резко дребезжащий звук при царапании
стекла кажется ребенку болезненным криком при истязании. В детском представлении
льняное полотно «кричит от боли», когда его рвут на части. Прикосновение
к материалу с грубой поверхностью часто сопровождается испугом, вероятно,
потому, что при прикосновении к шершавой ткани издается неприятный звук,
вызывая воспоминание о чем-то грубом и ранящем. И, наоборот, поглаживание
гладких и мягких предметов успокоительно воздействует на нервную ткань
кожи.
Склонность к образованию таких идиосинкразий в большинстве случаев исходит
от подсознательных фантазий кастрации. Но не исключено, что такие и аналогичные
моменты связаны с эстетическим воздействием различных материалов и изделий.
К символике головы Медузы
Анализ снов и фантазий укрепил меня в мысли о том, что голова Медузы
может толковаться как устрашающий символ женских гениталий, детали которых
смещены «от низа к верху». Множество змей, кольцом венчающих голову,
могут усилить ужасное впечатление, оказываемое на ребенка видом гениталий
без пениса (кастрация). Полные ужаса и страха выпученные глаза Медузы
имеют дополнительное значение эрекции.
Волнение при публичном выступлении и нарциссическое самолюбование
Установлено, что лица при публичных речах или выступлениях на сцене,
на эстраде испытывают тормозящее их действия волнение («волнение рампы»)
и в эти моменты часто находятся в состоянии самонаблюдения (или самолюбования).
Они слышат свой голос, замечают каждое свое движение и пр., ощущая раздвоение
внимания от объективного интереса к сущности выступления и к субъективной
оценке своего поведения на эстраде. Эта раздвоенность мешает обычному
автоматизму процесса моторных, звуковых и речевых действий. Ошибочно
полагать, что эти лица страдают от чрезмерной скромности; наоборот, их
нарциссизм предъявляет огромные требования к форме и сути выступлений.
Наряду с негативно-критическим наблюдением своей деятельности проявляется
и позитивно-наивное, причем действующие лица в восторге от своей работы
и полностью отвлекаются от содержания. Зачастую это симптом внутреннего
сомнения в искренности представленного.
«Анальный полый пенис» у женщины
Один пациент-мужчина, будучи ребенком, представлял себе женские гениталии
в виде висящей сзади трубки, способной принять и оттолкнуть пенис. Ребенок
был доволен мыслью о том, что женщины могут иметь пенис.
Эротическое умывание и мастурбация
Я консультирую одну весьма интеллигентную пациентку, страдающую от ряда
истерических и навязчивых неврозов. Самая мощная навязчивая идея состоит
в ожидании сумасшествия; кроме того, она подвержена навязчивому (эротическому)
умыванию. В течение многих лет, в том числе и после замужества, она была
заядлой онанисткой. Но онанизм сопровождался угрызениями совести, поскольку
ее мать пугала ее, тогда еще ребенка, что мастурбация доведет до сумасшествия.
Нынешний невроз совпал с отказом от онанизма. Анализ ее сновидений убедил
меня в том, что навязчивая идея сумасшествия была подосновой многих сексуально-извращенных
фантазий, включавших эротические отношения с родителями или с их подменой.
Не случайно она называет любимого сыночка «папочкой», а дочку (в приливе
нежности) — «мамочкой». Примечательно, что свои умывания она варьировала,
пока не достигла прежнего генитального удовлетворения. Она даже мастурбировала
трубкой душа и натирала вульву жесткой щеткой. И совесть не угнетала: она
ведь не онанирует, а только моется! Таким образом, блестяще подтвердилось
предположение профессора Фрейда о том, что принудительно защитные меры
против онанизма неэффективны, есть обходные пути для возвращения к онанизму.