12. «Массовая психология и эго-анализ» по Фрейду.
Прогресс в области психологии индивидуальности
(1922)
Для меня очевидно, что прямолинейный ход прогресса ведет в тупик; обещают
успех лишь зачастую неожиданные и непредсказуемые повороты. Я имел возможность
установить этот факт, изучая «Три очерка по теории сексуальности» Фрейда.
Чисто психическое исследование привело меня к выводу, что эта работа
является значительным прогрессом в сфере биологии, т.е. естественнонаучной
дисциплины, которая не смогла бы добиться такого успеха, базируясь только
на своих собственных достижениях. Этот «ультраквиетизм», позволю себе
такое обозначение, оправдал себя не только как альтернатива объективных
(естественнонаучных) и субъективных (психологических) путей познания,
но и в пределах самой психологии. Мы только пришли к успокоительному
выводу о том, что индивидуально психологические и психоаналитические
факты лежат в основе «разгадки» комплексов массовой психики, как наш
покой был потрясен новым опусом Фрейда о «массовой психологии». В этой
работе доказано, что исследование процессов массовой психологии (мифологии,
религии, искусства и др.) позволяет решить важные проблемы индивидуальной
психологии. Важнейшее достижение Фрейда при этом — анализ нормальной
и патологической психологии индивидуума, вычленившейся из «массовой души».
Автор исключает механическое восприятие идеи о том, что массовые явления
характерны только для большого числа отдельных лиц. Он утверждает, что
такие же явления аффектации и интеллекта типичны и для небольшого круга
лиц, например, для семьи и даже для одного человека. Работа Фрейда заставляет
нас коренным образом пересмотреть оценку таких важных процессов индивидуальной
психологии, как гипноз и суггестия. Если прежде объясняли явления массовых
аффектов суггестией, не поясняя в чем суть последней, то, по мнению Фрейда,
прослеживая историческое развитие массовых явлений, можно установить
воздействие внушения одной личности на другую. Гипнотическое влияние,
по Фрейду, известно с доисторического времени, когда одним взглядом «отец
орды» парализовал действия соплеменников, наподобие современного интеллектуального
воздействия гипнотизера, ограничивающего активность своих «пациентов».
Именно страх взгляда обладает гипнотизирующей силой, другие методы (монотонные
звуки, фиксация взгляда на одной точке) лишь отвлекают сознание засыпающего,
отдавая его подсознание во власть гипнотизера.
В отличие от распространенного мнения, высказанного Бернхеймом, что
гипноз есть форма суггестии, следуя Фрейду, мы пришли к убеждению, что
основным феноменом является гипнотизация, объясняющая суггестивность.
Гипнотизацию нельзя понимать как атавизм детского страха перед строгим
отцом. Это также возврат к эмоциям, которые испытывали наши доисторические
предки, подчиняясь воле «вождя орды». Исследование массовой психологии
создает филогенетическую параллель к онтогенезу гипнотизации. Учитывая
центральную значимость суггестии и гипноза в патологии и терапии неврозов,
педагогике и пр., мы пришли к необходимости основательной ревизии наших
взглядов в этой области.
Второе существенное открытие Фрейда — новая ступень развития эго и либидо.
Неврозы, перенос долгое время были единственным предметом психоаналитического
исследования. Фрейд открыл возможность реконструкции ступеней развития
сексуального инстинкта. Второй фактор образования неврозов — эго — представлял
собой компактную массу, о структуре которой можно было лишь строить гипотетические
догадки. Некоторый свет в эту темную область пролило изучение нарциссических
невропсихозов при нормальной любовной жизни, но установление подлинной
структуры Я было достигнуто Фрейдом лишь на основе массово-психологического
исследования. На более высокой ступени, сменившей начальный нарциссизм
ребенка и человечества, у индивида появляется «идеал Я», т.е. образец,
с которым он соизмеряет все свои действия и свойства. Этот идеал принимает
на себя важные функции проверки реального бытия, морали, самоанализа
и цензуры; кроме того, он влияет на то, что подлежит подсознательному
вытеснению — существенный фактор образования неврозов. Параллельно происходит
собственно либидозный процесс, представляющий собой особую фазу развития
между нарциссизмом и любовью к объекту (точнее — между еще активными
оральными и садистически-анальными формами и любовью к объектам). Эта
особая фаза именуется идентификацией. В ходе процесса объекты уже не
реальны, а воображаемы, их качества извлекаются («интроецируются») из
внешнего мира и придаются собственному Я. Перекидываемый от Я к внешнему
миру мостик создает переход через идентификацию любви к конкретному объекту.
Не исключена и обратная реградация до фазы идентификации, что характерно
для определенной патологии и пока неясных фактов массового психоза. Разумеется,
таким образом открывается дальнейшая перспектива изучения новой фазы
развития Я и либидо, особенно в части недостаточно исследованных явлений
индивидуальной психологии и психопатологии.
Хотя Фрейд в своем труде рассматривал главным образом динамику массовой
психологии, он, конечно, не мог обойти вниманием некоторые незавершенные
разделы учения о неврозах. Остановлюсь лишь на отдельных примерах. Так,
прежние клинически-аналитические исследования определяли гомосексуальность
как реакцию на предшествующее сверхмощное проявление гетеросексуальности.
Однако Фрейд установил наличие регрессивной реакции на объект любви.
Отказ от женщины как объекта любви посредством идентификации фиксируется
воображением в идеале Я; мужчина феминизирует образ другого мужчины,
чтобы, таким образом, восстановить первоначальную гетеросексуальную связь,
хотя и в извращенном виде.
Благодаря интересу Фрейда к патогенезу паранойи нам становится понятным
это явление вследствие социального заболевания, свойственного многим
людям. Социально связанное либидо высвобождается вследствие болезни и
стремится к грубо сексуальному, чаще всего — гомосексуальному проявлению.
Эти болезненные формы отвергаются весьма требовательным «идеалом Я»,
возникающий на этой основе острый конфликт приводит к паранойе. Преследование
со стороны компактных масс и организаций (иезуиты, масоны, евреи и т.д.)
при паранойе воспринимается как препятствие для гомосексуальной связи
и также бесполой социальной «идентификации». Исследованная ранее метапсихология
меланхолии вырастает в психоз, который проявляется вследствие подмены
«идеала Я» отвергнутым, ненавистным объектом; маниакальная фаза безумия
есть временный протест против тирании «идеала Я». Таким образом, мы наблюдаем
многообещающее начало применения психиатрией новой ступени в структуре
Я и новой фазы либидо. Истерическая идентификация отличается от рассмотренной
выше также тем, что подсознательное «освоение» объекта является частичным
и относится к его определенным свойствам.
Основываясь на новых достижениях, необходимо пересмотреть также важные
моменты, относящиеся к нормальной эротике. Исследование доказало особую
значимость различия между непосредственными и заторможенными (нежными)
сексуальными стремлениями с учетом повышенного значения времени скрытого
интереса. Справедливая оценка заторможенных сексуальных стремлений побудила
Фрейда к новому пониманию динамики невротических заболеваний. Согласно
новой концепции, невротический конфликт возникает в борьбе между затребованным
«идеалом Я», заторможенным (справедливым для Я) и непосредственным (отвергаемым
Я) сексуальными стремлениями. Принципиально по-новому оцениваются процессы
накопления либидо в период влюбленности и чувство стыда — как реакция
на проявление асоциальных инстинктов.
В завершение подчеркнем значимость труда Фрейда для теории и практики
психотерапии. Автор данного эссе выражает особую благодарность доктору
Фрейду, раскрывшему в определенных процессах массовой психологии объяснение
действенности психотерапевтических мероприятий.