Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Фриц Риман

Фриц Риман
(Fritz Riemann)

Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии

Содержание:

Введение. О существе страха и о противоречиях жизни

Риман Ф. "Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии". Перевод с нем. Э. Л. Гушанского. М.: Издательский центр "Академия", 2005

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

1.1. Шизоидная личность и любовь

Мы уже говорили о том, что для шизоидов особенно затруднительны проблемы, связанные с развитием межчеловеческих контактов: поступление в детский сад, знакомство со школьным коллективом, пубертат и встреча с противоположным полом, партнерские взаимоотношения и вообще всякие взаимосвязи. В связи с тем, что каждая близость провоцирует у них возникновение страха, они вынуждены в значительной степени сокращать близкие контакты или вообще отказываться от них. Поэтому они рассматривают любовь и любовные отношения как угрозу их независимости и возможность утраты собственной значимости.

Встречающиеся в детстве трудности контактов в межчеловеческих отношениях, которые свидетельствуют о шизоидной проблематике и о которых становится известно со слов родителей или воспитателей, могут быть выявлены до того, как станут очевидными и по субъективным причинам усилиться или смягчиться. Сюда относятся случаи, когда у ребенка возникают трудности в контактах в детском саду или в школьном классе, когда он не находит себе товарищей, держится особняком, предпочитает одиночество и испытывает неприязнь к другим; когда молодой человек в пубертатном периоде уклоняется и отгораживается от контактов с противоположным полом, зарывается в книгу или предпринимает другие действия для того, чтобы остаться одному; когда в период пубертата он переносит тяжелый мировоззренческий кризис с раздумьями о смысле жизни без попытки разделить свои переживания с другими. Все это является сигналами тревоги, которые заставляют родителей обращаться за советом к психиатру или психотерапевту.

Особые проблемы беспокоят шизоидных личностей в период пубертата, они касаются отношений с партнером. Это связано с тем, что любовь подразумевает взаимную душевную и телесную близость. В каждой любовной встрече нашей самости и независимости в равной степени угрожает опасность (т. е. мы можем слишком раскрыться перед партнером), что в той или иной степени требует защиты. Поэтому в каждой встрече таится препятствие в виде внутренней, интимной проблемы, которая, будучи до сих пор подсознательной и скрытой, став осознанной, может причинять боль.

Как должен поступать человек, испытывающий томительное желание близости и слияния, любви и нежности, что должен сделать, чтобы предложить другому разделить с ним нарастающее сексуальное возбуждение? В основе описанного нарушения контактов, недостатка тактичности в межчеловеческих отношениях лежит нарастающая до достижения данного возрастного периода неопытность в межличностных контактах, из которой проистекает особая тяжесть интеграции сексуальности. Шизоидам не хватает полутонов для самооценки и для того, чтобы представить себя партнеру привлекательным и пленительным, решаясь на совращение и самоотдачу. Нежность, вербальное или сентиментальное выражение склонности чужды шизоиду, ему недостает чуткости и сопереживания, способности отождествить себя с другим.

Попытка разрешить конфликт между усиливающимся стремлением к обладанию и страхом перед близостью в межличностных контактах принимает различные формы. Чаще всего это проявляется в освобождении от любовного чувства и отщеплении от него сексуального влечения в чистом виде, т. е. в стремлении к сексуальной связи без любовного антуража. Для шизоида партнер является лишь «сексуальным объектом», средством для достижения полового удовлетворения, во всем остальном он ему не интересен.

Однако вследствие такой эмоциональной безучастности партнерские взаимоотношения легко заменяются. Это защищает шизоидов от глубокого проникновения посторонних в их жизнь, свидетельствуя о полной беспомощности и неопытности в общеизвестных эмоциональных связях и отношениях. Они ощущают угрозу для жизни, исходящую , по их мнению, от партнера.

Все это является основанием для развития механизмов защиты от чрезмерной близости и интимности со стороны партнера — шизоид не знает, как отвечать на его домогательства; они скорее неприятны ему, чем доставляют удовольствие.

Один мужчина обратился в бюро по брачному посредничеству и выбрал там фотографию дамы, которая понравилась ему меньше других: она, с его точки зрения, представляет для него меньшую угрозу и вряд ли вызовет у него любовные чувства.

Одна дама намерена вступать с мужчиной только в половую связь, игнорируя связь духовную, так как знает, что вероятнее всего больше не увидит его.

Женатый мужчина имел в том же городе, где он жил вместе с семьей, еще одну, «тайную», квартиру, предпочитая быть недостижимым и сокрытым от семьи до тех пор, пока не испытывал склонность к возвращению домой. Он нуждался в том, чтобы защититься от эмоциональных претензий жены и других членов семьи (с другой стороны, это желание находиться в семье усиливалось, когда появлялась угроза его потребности в семейном убежище и приюте).

Из этих примеров видно, какой большой страх испытывают шизоидные личности перед связью, обязанностями, зависимостью и ограничением их личности. Этот страх оставляет их очень редко, чем объясняются их непредсказуемость и странные реакции.

Единственный, к кому шизоид прислушивается и кому доверяет, — это он сам. Отсюда его чрезвычайная чувствительность к действительной или воображаемой угрозе его суверенитету и интегративности, к враждебному нарушению сохраняемой им дистанции. Он нуждается лишь в собственной поддержке, которую всегда может получить. Естественно, любые чувства, связанные с атмосферой доверия и интимности, ему не свойственны и не возникают в его связях с партнерами. Свою любовь он ощущает как принудительную связь, которую должен прекратить, тогда как его партнер ищет в ней близость и теплоту. Здесь его робость и нерешительность могут исходить из потребности избежать клятвы в верности и регистрации брака.

Один молодой человек под давлением своей подруги, которая добивалась этого в течение нескольких лет, наконец обручился с ней. Он пришел к ней с кольцом, и они вместе отпраздновали это событие. Как только он вышел из дома, он опустил в ее почтовый ящик письмо, в котором отменил только что совершенное обручение.

Подобное поведение не так уж редко встречается у шизоидов. Часто они предпочитают знакомство на расстоянии и высказывают свое предпочтение в письмах, но непосредственная персональная близость отталкивает их, и они отказываются от прежних намерений.

В связи с упомянутым выше отделением сексуальности от чувства любви инстинктивные потребности шизоидов также носят изолированный характер: партнер рассматривается лишь как сексуальный объект, и любовная жизнь исчерпывается лишь функциональным процессом. Они не знают никаких любовных нежностей в виде пролога, им несвойственна эротика, для удовлетворения своих потребностей они идут напролом. Нежность легко преобразуется в причинение боли партнеру, в жестокое нападение или даже в нанесение телесных повреждений. За этим стоит подсознательное желание вызвать у партнера чувствительную реакцию из-за стремления как можно скорее отделаться от него, получив половое удовлетворение. «После этого (имеется в виду половой акт) я предпочитаю вышвырнуть ее» — вот характерное для мужчины - шизоида выражение, которое отражает его страх перед любовными требованиями партнерши.

Большие трудности проявляются, когда у шизоида возникает резкая амбивалентность между любовью и ненавистью, когда его глубокие сомнения в своей способности любить переносятся на партнера. В таких случаях он предпринимает новые попытки, требуя от партнера других способов любви, чтобы устранить свои сомнения. Эти попытки могут дойти в буквальном смысле до садизма. Его поведение носит исключительно деструктивный характер; любовные привычки и склонности партнера отклоняются, ими пренебрегают, они анализируются, подвергаются сомнению или дьявольским образом извращаются. Шизоиды воспринимают спонтанную склонность партнера как проявление нечистой совести и расценивают ее как проявление чувства вины или «подкуп» («чего ты хочешь этим достигнуть?», «ты, пожалуй, хочешь как-то загладить свою вину»).

При хороших абстрактно-теоретических комбинаторных данных шизоиду представляются бесконечные возможности для такого рода тенденциозных истолкований. В романе Кристины Рошефор «Отдых воина» с особой убедительностью изображается такая связь; при этом любящая шизоидного партнера женщина со временем доходит до границы своей терпимости.

Нередко шизоидные личности своим цинизмом разрушают все нежные порывы партнера, не отказываясь, однако, от связи с ним. С их точки зрения влюбленность в них партнера объясняется лишь в последнюю очередь их душевными качествами, а в первую — их поведением и внешностью. Это отражается в склонности к иронии и насмешкам: «не строй такие по собачьи преданные глаза», «если б ты знал, как ты смешно выглядишь» или «оставь эти дурацкие любовные нежности и давай, наконец, перейдем к существу дела».

Естественно, что если у партнера систематически разрушаются стереотипы любовного поведения, то сохранение такой связи может свидетельствовать о необычных любовных склонностях шизоида, исходящих либо из садомазохистского генотипа, либо из чувства вины, страха утраты или других мотивов. В противном случае либо эта связь покупается, либо наслаждение достигается лишь через страдание. Обычно такая связь должна в конце концов прекратиться и привести к ненависти, поскольку после любовного триумфа шизоид «обретает свое истинное лицо». Однако эта ненависть не реализуется, так как к другим шизоид относится точно так же.

В автобиографических романах Стриндберга есть много примеров подобных трагедий шизоидов и выразительных описаний жизненной основы такого развития личности (например, «Сын Магды»). Аксель Борг в качестве главного действующего лица своего романа «В открытом море» блестяще изобразил шизоидную личность, наделив ее отчетливо видными автобиографическими чертами.

При дальнейшем развитии эмоциональная холодность шизоида может достичь экстремальных и болезненных размеров, приводя к случаям изнасилования и наслаждения от убийства. Прежде всего, это происходит, если на партнера подсознательно проецируются не переработанные чувства ненависти и мести (происходит, как это называется в психоанализе, «перенос» на партнера отношений к объектам зависимости, с которыми шизоид был связан в детстве). Такое не интегрированное в личностную структуру инстинктивное побуждение всегда очень опасно и проявляется при нарастающей неспособности понимать партнера и сочувствовать ему, что приводит к преступлениям, связанным с нарушениями влечений.

В связи с трудностями, которые возникают в чувственных отношениях с партнером и вообще в поисках партнера, шизоиды часто остаются одинокими и в конце концов находят партнера в себе самом, получая при этом самоудовлетворение. Иногда они избирают для себя эрзац-объект, как это бывает в случаях фетишизма.

Естественно, что в каждом таком эрзац - объекте отражается неразвитая сексуальность, несмотря на то, что эти формы нарушений способности к любви содержат в себе элементы любовного желания и являются выражением ищущего любовного томления.

Нередко сексуальное развитие у шизоидов остается инфантильным при высокодифференцированной личностной структуре. Иногда выбор детей или подростков в качестве сексуального партнера свидетельствует о том, что тяжелое нарушение способности к контактам в таких случаях сопровождается меньшей вероятностью развития страха. Порой подавленная способность к любви и самоотдаче прорывается в экстремальных формах ревности и даже в бреде ревности. Шизоид чувствует, как мало любви он отдает партнеру, как мала его способность к любви; он предвидит, что партнер вряд ли сможет остаться с ним. Поэтому он подозревает наличие соперника (иногда с достаточным основанием), который и сильнее любит, и больше него способен к любви. Лишенный теплоты и сочувствия, шизоид расценивает естественное поведение партнера как хитрость или насмешку, т. е. проявление его демонизма и коварства. Эти истолкования могут дойти до бреда, до состояния, когда партнерские отношения становятся непереносимыми и в конце концов разрушаются с чувством наслаждения от разрыва и одновременно страдания, которого никто не может разделить и оценить. Мотивировка действий здесь выглядит так: если мне представляется невозможным любить и удержать любимого, то я предпочитаю разрушить эту связь, чтобы, по крайней мере, не пострадать и не дать другому воспользоваться любовью моего партнера. Манеру поведения шизоида можно истолковать следующим образом: для него не исключена возможность любить и быть любимым, но он не может дать оценку любви и любовным отношениям. Уход партнера для него менее болезнен, чем попытка проявлять о нем заботу и отдавать ему свое внимание, и поэтому он предпочитает уход. Такая «профилактика разочарования» отнюдь не редка: в большинстве случаев она содержит в себе подсознательный аспект проверки партнера: если он, несмотря на мое поведение, еще любит меня, значит, он действительно меня любит. Прежде всего это свидетельствует о том, как тяжело такому человеку понять, любят его или нет, испытывают ли к нему влечение. В экстремальных случаях подозрительность и ревность могут привести к убийству: если партнер меня не любит, он не должен любить и никого другого.

Страх самоотдачи осознанно переживается шизоидами как страх связи. Любовное влечение относится к самоотдаче и к самоотвержению; накапливаясь путем подавления и преодоления страха, такое самоотвержение представляется шизоиду полной самоотдачей, попыткой поглощения его партнером. Вследствие этого происходит так называемая «демонизация» партнера, что вызывает перенос преодоленного страха и делает объяснимым непонятное поведение шизоида и прежде всего внезапно возникающую у него ненависть, которая исходит из чувства угрозы от могущественного Ты (партнера); шизоид не понимает, что это могущество — результат его собственной проекции.

Особенно тяжело шизоиду решиться на длительную эмоциональную связь. Большей частью он склонен к кратковременным, бурным, но изменчивым связям. Брак для него представляется прежде всего несовершенным человеческим устройством, которое само собой распадается, а потому не может принести радости и удовлетворения. Шизоиды склонны к расчетам и планированию человеческих потребностей и приспосабливаются к такого рода потребностям. Изменчивость их мнений в отношении длительных связей носит постоянный характер: требуя для себя свободы, они лишь теоретически допускают ее для партнеров как нечто само собой разумеющееся, в реальности же далеко не всегда позволяют это. Часто шизоид теоретически является сторонником брака и брачных отношений, на самом же деле он согласен лишь на те традиции и обычаи, которые позволяют ему сохранять свой стиль жизни, и любит лишь свои убеждения. Поэтому он часто расценивает честность и гражданское мужество как нечто отличающееся одно от другого. Нередко шизоидов пугает легализация даже длительной связи; для них обычны напоминающие супружество связи без их регистрации. При ранней утрате матери или разочаровании в ней они вступают в связь с пожилыми женщинами, полагаясь на их материнский инстинкт, тем самым наверстывая то, чего им не хватало в детстве. Такие женщины могут дать тепло и чувство защищенности без больших собственных претензий; они доверчивы, понимают ситуацию непосредственно, не требуя от партнера того, чего он не может им дать, и не возлагают на эту связь больших надежд. Лишь при глубоком нарушении соответствующих ранних фаз развития у шизоида могут возникнуть ненависть по отношению к таким женщинам и желание отомстить им.

В связи с тем, что шизоиды расценивают женственность и женщин как угрозу своей жизни и относятся к ним с недоверием, у них нередко возникает влечение к собственному полу или они выбирают таких партнерш, которые благодаря своим квазимужским чертам выглядят не так, как другие, более женственные и привлекательные. Такие связи часто выглядят как дружески-братские и содержат больше общих интересов, чем отношения, в которых существенную роль играет эротическая привлекательность противоположного пола.

Во всех случаях длительные связи слишком тяжелы для шизоидов; раздельные спальни являются как бы само собой разумеющейся потребностью; партнеры должны понимать это и соблюдать требуемую дистанцию как для своей защиты, так и для сохранения отношений.

Итак, теперь мы понимаем, что шизоиды испытывают большие трудности в развитии и проявлении своих любовных склонностей. Они необычайно чувствительны ко всему, что угрожает их свободе и независимости или ограничивает их; они скупы на сентиментальные высказывания и благодарны партнеру, если он скромно и ненавязчиво дает им приют и защищенность. Если партнер это поймет, то не будет выказывать свою глубокую привязанность, а без лишнего проявления чувств предоставит шизоиду все, что может ему дать.

Назад Вперед

Основные формы страха


Книга известного немецкого психолога и психотерапевта Фрица Римана (1902 - 1979) рассказывает о страхах в человеческом существовании, их проявлении у шизоидных, депрессивных, навязчивых и истерических личностей. Материал для книги дала богатая психоаналитическая практика автора. Ф.Риман пишет: "Эта книга предназначена для помощи в нашей индивидуальной жизни, она является посредником в понимании себя самого и других, в осмыслении наших первых жизненных шагов. Книга призвана снова и снова напоминать нам о том, как прочно мы связаны друг с другом".

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация