|
1.3. Биографические предпосылкиОсмысливая развитие шизоидной личности, мы приходим к предположению о том, что сверхценный страх шизоида перед самоотдачей соответствует акценту на угрозе собственной личности, на способе самосохранения. Конституциональные особенности шизоида свидетельствуют о предрасположенности к ранимости, хрупкости, большой душевной чувствительности, лабильности. В качестве самозащиты предлагается соблюдение дистанции между шизоидом и его окружением, так как психическая близость, по аналогии с радаром, «громко сигнализирует» о повышенной душевной проницаемости. Таким образом, соблюдение дистанции необходимо для жизни шизоида и его существования в мире. Дистанция служит ему источником безопасности и защиты, делает взаимоотношения с другими умеренно враждебными и лишенными соревновательности. Склонности и предрасположенность шизоида уподобляют его открытой системе, человеку, «лишенному кожи» (hautlos), что вызывает потребность в ограничении и частичной замкнутости, чтобы не утонуть в изобилии окружающих раздражителей. Мы принимаем во внимание не только конституциональные, т.е. имеющие соматическое происхождение, факторы в узком смысле этого слова, но и широко известные пусковые факторы внешней среды. Они связаны с соматическими и психологическими фазами развития ребенка в процессе его взаимоотношений с родителями, а также с ожиданиями, представлениями и разочарованиями последних, особенно присущими матери. Эти разочарования связаны не только с нежелательной для шизоида половой принадлежностью матери, но и с ее психологическими чертами, которые недостаточно развиты, но тем не менее дают ребенку возможность ощутить необходимую для него материнскую близость и тепло, без чего он чувствует себя нежеланным и даже лишним. Кроме конституциональных факторов существенное значение имеют факторы окружающей среды как важнейшие пусковые механизмы развития шизоидной личности. Для ясности представим себе ситуацию, в которой находится ребенок в течение первых недель своей жизни. В противоположность другим существам человек после рождения на протяжении длительного периода беспомощен и полностью зависим от своего окружения. Адольф Портман говорит об этой зависимости как о врожденном качестве людей. Исходя из того, что ребенок всегда с доверием относится к окружающему его миру, предполагается, что окружающая среда по своей сути с самого начала соответствует его потребностям. Маленькому ребенку нужна безопасная, открытая и комфортная атмосфера. В эту «райскую» фазу развития ребенок должен ощущать, что любая его потребность будет удовлетворена. Поэтому утрата такого первичного доверия к миру связана с опасностью возникновения страха. Иногда мы не осознаем значения этого периода детства для всей последующей жизни ребенка. Часто думают, что уход за новорожденным состоит в первую очередь в создании для него определенных условий жизни. В большинстве же случаев мы мало знаем как о способности грудных детей к восприятию и дифференциации ощущений, так и о влиянии на них внешних условий. В этом плане очень впечатляющим является изучение новорожденных швейцарским детским врачом Штирниманом. Приведем несколько цитат из его книги «Психология новорожденных детей»: «В абсолютно серьезных книгах поддерживается мнение о том, что восприятие боли у детей до 6 недель исключено. То, что это не так, я наблюдал при инъекциях: при повторной инъекции новорожденные начинают плакать уже при проведении предварительной дезинфекции». И о памяти: «...Они (новорожденные) имеют предродовые воспоминания: по данным наблюдений ночных сестер дети домохозяек часто бодрствуют до полуночи и крепко спят до утра, тогда как дети женщин, работающих в булочной, в 2—3 часа ночи становятся беспокойными. Таким образом, смена ритмов работы и ночного покоя матери перед рождением ребенка отражается на обычной смене ритма активности и покоя новорожденного ребенка». Такие факты много раз со всей очевидностью подтверждались исследованиями, и на основании этих и других наблюдений Штирнимана мы можем с уверенностью сделать вывод о том, что восприятия, представления и чувствительность новорожденных по-прежнему недооцениваются. Квалифицированный уход за грудным ребенком, кормление и гигиена в течение длительного времени казались нам самыми главными элементами воспитания, полностью удовлетворяющими его потребности. Тщательные исследования раннего детства, прежде всего проведенные в русле психоанализа 3. Фрейдом и его учениками, помогли нам лучше понять поведение ребенка. Мы благодарны этим исследователям за знания о значении первых впечатлений и процесса питания, а также первых недель жизни в целом для формирования личности ребенка. Правда, еще и Гёте (беседа с Кнебелем в 1810 г.) имел подобные представления, когда говорил: «Основное зло для нас заключается в том, что первые шаги по воспитанию так неумелы. А ведь именно в этот период формируются основы характера, вся сущность будущего человека». Такие интуитивные представления остаются, однако, единичными и не влекут за собой необходимых последствий. Ныне мы знаем, что первое окружение ребенка помимо естественного ухода за ним должно включать в себя эмоциональное тепло, симпатию, соответствующее соотношение покоя и стимулов, поддерживая истинную стабильность его жизненного пространства, на что он реагирует открытостью и доверием. Особое значение для ребенка имеет переживание удовлетворения от нежного обращения с его телом, от соматической близости. Если ребенок вспоминает об этом раннем периоде как о времени отчужденности, заброшенности и пустоты или прошедшем чрезвычайно быстро и перенасыщенном впечатлениями, то это сопровождается страхом. Доверие и расположенность к миру в этом случае сменяются недоверием и подозрительностью. Таким же образом воздействует на ребенка пустота мира, которую он ощущает, будучи на длительное время предоставлен самому себе; большое количество раздражителей, быстрая их смена или большая интенсивность способствуют возникновению шизоидных черт личности. Таким образом, первый страх нарушает обращенность ребенка к миру и возвращает его самому себе. Рене Шпитц в своих исследованиях детей из детских домов показал, что ребенок, который на протяжении первых недель жизни был оторван от матери или очень рано лишился материнского тепла, имеет очень тяжелые, иногда невосполнимые, нарушения в развитии, несмотря на самое лучшее питание и безупречные гигиенические условия, которые обеспечены ему в детском доме, где одна детская медсестра обслуживает десять детей. Все дети, лишенные внимания в раннем возрасте или, наоборот, выросшие в атмосфере чрезмерного внимания, т. е. обилия раздражителей, обнаруживают, как минимум, задержку, односторонность, отставание в развитии или его незрелость из-за недостатка или отсутствия необходимых жизненных условий; эти дети в течение длительного времени испытывают страхи, соответствующие более раннему периоду развития. Особенно легко наступает такая ранняя шизоидизация у нелюбимых и нежеланных детей; у детей, разлученных с родителями вследствие длительного содержания в клинике из-за болезни или рано лишившихся матери. В равной степени это относится к детям не любящих или равнодушных, а также юных матерей, не достаточно зрелых для материнства; к так называемым «детям из золотой клетки», которые часто лишены способности любить и характеризуются как «равнодушные личности»; к детям работающих матерей (последние не имеют времени, чтобы заниматься своими детьми, так как вскоре после родов вынуждены вновь приступать к работе и предоставлять ребенка самому себе). Кроме недостатка любовного внимания в раннем детстве в качестве источника развития шизоидной личности выступает избыток раздражений; это происходит, если мать не предоставляет ребенку необходимого покоя и невнимательна к его потребностям. Возможно, этот момент кажется очевидным и потому часто остается без внимания: маленький ребенок нуждается в стабильности окружающей его среды. Постепенный рост доверия ребенка к миру зависит от доверия к нему окружающих, и, таким образом, доверие есть база для развития доверчивости, способности к интимности. Ребенок не может переработать впечатления от частой смены лиц, ухаживающих за ним, перемены обстановки и обилия раздражителей (например, длительный громкий шум от включенного радио или телевизора, яркое освещение в часы, когда наступает время сна, и т. д.). На ребенка одновременно воздействуют нестабильность его окружения и беспокойство матери; при этом его потребность в покое отвергается и, соответственно, становится труднее ухаживать за ребенком, он отказывается от общения, замыкается, испытывает страх, перевозбуждается. Кроме того, такие средовые факторы приводят к чрезмерной требовательности и, как следствие, к шизоидизации ребенка, так как ему не предоставляются возможности для гармоничного развития. Изменчивость впечатлений и непоследовательность родителей делают его неподготовленным к тяготам реальной жизни. Пытаясь снять напряжение и уменьшить изменчивость гнетущей его атмосферы, ребенок нередко принимает на себя роль родителей, не находя у них никакой поддержки. К этому обычно приводят завышенные требования родителей, из-за чего ребенок стремится думать, как они, и сглаживать конфликты, что не всегда удается. Таких детей обделили в детстве, их сущностные корни недоразвиты, их самоощущение покоится на хрупкой основе; они не чувствуют себя в безопасности. Мир так устроен, что мы одерживаем победу над драконом, проникшим в наше естество, оставаясь при этом невредимыми, несмотря на свою незащищенность и уязвимость. Что же делает нас невредимыми? Очевидно, что если такая защищенность недостижима, то следует существовать в этом мире анонимно, надевая на себя «шапку-невидимку». Она — тот гладкий и чистый фасад, за который никто не может проникнуть, и посторонние не знают, что за ним происходит. Насколько соответствующие чувства не удается скрыть, настолько развивается способность сознательно ими управлять, дозировать их. Рефлекторно или путем сознательного обучения эти чувства допускаются или отменяются, но ни в коем случае не остаются неизменными, если они могут представлять опасность для личности шизоида. Когда подруга одной юной пациентки сообщила ей о том, что ее родители жаловались ей на холодность и враждебность дочери, девушка, немного подумав, сказала: «Хорошо, я выключу свою ненависть», — после чего ее поведение по отношению к родителям стало еще более отстраненным и независимым. Мы поддерживаем мнение о том, что взрослые имеют определенную границу толерантности в отношении внешних впечатлений. Так, опрос жителей разных стран выявил, что они уменьшают звук или выключают свет, для того чтобы создать соответствующие условия для сна; длительное одиночество или пребывание в темноте вызывают аналогичные действия по преодолению этих превышающих толерантность человека факторов. Естественно, что границы толерантности для маленького ребенка значительно уже. Для развития личности особенно важно, вскармливается ли ребенок грудью или искусственно питается из бутылочки. Постоянное нахождение ребенка на руках матери, их взаимная интимная радость при кормлении грудью не только дают ребенку возможность постепенно знакомиться с персоной, которая надежно обеспечивает удовлетворение его потребностей, но и являются его первыми уроками в обретении им надежды, благодарности и любви. Ребенка, находящегося на искусственном вскармливании («бутылочное дитя», «Flaschenkind»), всегда окружают меняющиеся персоны, которые могут относиться к нему по -разному, что, по меньшей мере, затрудняет и приостанавливает комплексный процесс его развития, в том числе развитие чувства интенсивной привязанности к близкому человеку, как это бывает при грудном вскармливании. Говоря о недостаточности связей как одной из самых распространенных особенностей шизоидной личности, мы должны включить в нее и утрату интимности между матерью и ребенком. Во всяком случае, вследствие описанных выше особенностей развития уже в самом начале своей жизни ребенок вынужден обороняться или защищаться от окружающего его мира, в противном случае его ждет разочарование. Если он не находит для себя адекватного партнера вовне, то ухватывается за самого себя, обретая партнера в себе самом. При этом предпринимаемые им шаги навстречу другому недостаточны. В его дальнейшем развитии, если оно не корригируется опытом, образуется описанная выше пропасть, возникает склонность к независимости и эгоцентризму, фиксация на связи с самим собой. Очевидно, что развитие шизоидной личности зависит от множества факторов внешней среды. Понятно, что поколение, которое в раннем детстве пережило войну, подверглось воздействию упомянутых выше неблагоприятных средовых факторов (беспокойство в первые недели жизни вследствие ночных бомбардировок, вынужденного бегства, разрыва семейных связей, лишения родины и т.д.). Это поколение часто обнаруживает шизоидные черты: неприязнь к семейным связям, склонность к участию в таких организациях и мероприятиях, где можно сохранить анонимность переживаний; необязательность в отношениях с противоположным полом может быть отнесена к проявлениям этих характерологических черт. Половина проблем, возникающих у этого поколения в пубертате и разрешающихся с применением силы, связаны с этими обстоятельствами. Некоторые процессы в современном искусстве, которые мы называем «утратой основ», также можно охарактеризовать как проявление шизоидных черт. Произведения шизоидов в области искусства потрясают, но часто и отталкивают. После исполнения произведения Фюрмайстера и Визенгюттера «Метамузыка» исполнители-оркестранты часто чувствуют себя больными. Общая ситуация на Западе вызывает шизоидизацию: мир становится все менее безопасным; несмотря на комфорт, окружающий нас, мы постоянно испытываем опасность; наше восприятие жизни оказывается изменчивым вследствие перенасыщенности раздражителями, от которых не можем отгородиться; призрак возможной войны и осознание того, что мы сами подвергаем себя риску тотального уничтожения, опасное влияние техники и достижений науки на окружающую среду и биологическое развитие создают чувство экзистенциальной угрозы, которое, как нам известно, играет большую роль в становлении шизоидных черт характера. В качестве противостояния этой угрозе увеличивается склонность к занятиям йогой, медитационным упражнениям, а также потребность погружения в мир внутренних переживаний, что достигается с помощью наркотиков; возникло движение хиппи с сознательным отказом от достижений техники и цивилизации. Технический прогресс способствует преодолению сил природы, времени и пространства. В условиях жизни, в которых мы ведем борьбу за существование, таится угроза нашим душевным качествам; все наши усилия напрасны, так что мы можем говорить о шизофреническом процессе, который поражает все западное общество. Недостаток безопасности в раннем детстве, как и отрицательное влияние окружающей среды, является пусковым механизмом развития шизоидной личности. Несомненно, что на ребенка оказывает влияние и организм матери, хотя это до сих пор еще мало исследовано. Как показал Штирниман в упомянутой выше книге, способность слышать развита у ребенка еще до рождения: на экране рентгеновского аппарата видно, как вздрагивает плод при громком сигнале автомобиля. Возможно, что аффективные переживания матери, изменяющие ее привычные установки по отношению к беременности и будущему ребенку, а также любые состояния, угрожающие ее безопасности, оставляют след в ее теле. И если мать вместо доброжелательности и одобрения, которые должны лежать в основе отношения к ней, встречает враждебность или даже ненависть, то это отражается и на ее будущем ребенке. Основные формы страха
Книга известного немецкого психолога и психотерапевта Фрица Римана (1902 - 1979) рассказывает о страхах в человеческом существовании, их проявлении у шизоидных, депрессивных, навязчивых и истерических личностей. Материал для книги дала богатая психоаналитическая практика автора. Ф.Риман пишет: "Эта книга предназначена для помощи в нашей индивидуальной жизни, она является посредником в понимании себя самого и других, в осмыслении наших первых жизненных шагов. Книга призвана снова и снова напоминать нам о том, как прочно мы связаны друг с другом".
|
|
||||
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация |